Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Профориентационная работа в нашем учреждении

Дата: 11 января 2018 в 11:41, Обновлено 7 апреля 2020 в 16:10

Введение

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Сегодняшние школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

Профессии родителей

Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Собственный практический опыт профессиональной работы

Примеры и опыт друзей, знакомых

Советы родителей или других родственников

Рекомендации учителей

Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

Интуитивное принятие решений

Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

Все это неважно, так как всё определяет случай

Престиж профессии в обществе

Другое

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Заместитель председатель Совета Министров Республики Беларусь А.Н.Косинец в своем интервью заместителю главного редактора журнала «Вышэйшая школа» определил: «… глубоко убежден в необходимости усилить профориентационную работу в школе: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов-практиков с предприятий и организаций. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей» (Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А.Н.Косинец // Советская Белоруссия. - 2007. – 30 октября. – С.11-14. ).
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. 
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;

  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

При неизменной общей цели конкретная цель и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений. 
Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий. 
В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. 
Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. 

Структура деятельности членов педагогического коллектива 
по реализации задач профориентации

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно в учреждении составляется план работы по профориентации
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

Для усиления профориентационной работы, которая является неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного обучения в школах области ведется целенаправленная работа по конструированию целостной системы профориентации с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей школьников, уровня готовности мотивации к совершению сознательного профессионального выбора. Педагогические коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, при которых нормой становится творческое самоопределение школьников, реализация исследовательских программ, проектов, в которые включаются учителя, учащиеся, родители, представители общественности (см. Приложения). 
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критериякогнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный(формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли, помогает воспитателю лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции, отношения с окружающими.

Основные ступени и этапы управления  системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования
II.1. Основная школа (5-7 классы).
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II.2. Основная школа (8-9 классы).
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11 классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.