Су-джок терапия в логопедической работе
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедической работе можно и нужно использовать су-джок терапию, которая позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик су-джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик.
Массировать этим мячиком можно руки, ноги, спину и даже голову. Благодаря «колючей» поверхности такого мячика происходит воздействие на кожу, мышцы и нервные окончания, таким образом стимулируя различные точки на теле ребенка. Мячики бывают резиновые, силиконовые, с колючками или пупырышками, с разным диаметром и разной твердостью.
Картотека упражнений с мячиками су-джок
по лексическим темам
Тема «Овощи» У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого. Наша Зина – молодец! Показывают большой палец. |
Тема «Фрукты». Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: « Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко. Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке. |
Тема « Грибы» Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик. Удивляется мой друг: « Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! Большой палец левой руки оставляют, грозят ему. |
Тема « Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед. |
Тема «Мебель». Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Вот сколько мебели назвал. Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Посуда». Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су – Джок между ладонями. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице, А соль, конечно, в солонке!» Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Тема «Одежда». Постираю чисто, с толком. Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку. Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку, А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Вот устали мой руки! Встряхивают обе руки. |
Тема «Поздняя осень». Солнышко греет уже еле-еле, перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – Поздняя осень стоит на дворе. Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Новый год» Праздник приближается, ёлка наряжается. Дети катают Су – Джок между ладонями. Мы развесили игрушки: бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Тема «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать. Дети катают Су – Джок между ладонями. В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Тема «Домашние птицы». Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утенок. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Перелетные птицы». Тиле-тели, тиле-тели, С юга птицы прилетели! Дети катают Су – Джок между ладонями. Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Дикие звери зимой» Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит, Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук. Только заиньке не спится – убегает от лисицы. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Дикие животные весной» Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Тема «Транспорт» Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть Дети катают Су – Джок между ладонями. Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Пять пальцев мы в кулак зажмем, Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок. |
Тема «Животные жарких стран». За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок, За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебренок, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. За кем же торопится каждый ребенок? Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Подводный мир». Посмотри скорей вокруг! Что ты видишь, милый друг? Дети катают Су – Джок между ладонями. Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда, Вот медуза, вот кальмар, ну а это это – рыба-шар. А вот расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. |
Тема «Домашние животные». Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. А я довольна своими ребятами! Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Животные Севера» Тепы-тяпы, тепы-тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. Дети катают Су – Джок между ладонями. |
Тема «Насекомые». Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Дети катают Су – Джок между ладонями. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! |
Пальчиковая игра «Ёжик» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями). |
На поляне, на лужайке На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед – назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ |
Капустка Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику) Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик) Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик) Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке) |
На лужок На лужок пришли зайчата, Межвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец) На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке) |