Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по работе с семьями

Дата: 6 февраля 2018 в 15:33, Обновлено 10 апреля 2019 в 12:01

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ  НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные се­мьи - это традиционные объекты деятельности классного руководителя

1. Работа с малообеспеченными семьями

Виды возможной работы с малообеспечен­ными семьями:

—выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

—оказание юридической помощи: отстаивание интересов чле­нов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, зашита прав и т. п.;

—направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

—организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

—оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

—трудоустройство несовершеннолетних;

—оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.

2.  Работа с семьями безработных    

Виды возможной работы с се­мьями безработных:

—выявление семей безработных, наблюдение, изучение их со­стояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;

—оказание посильной организационно-юридической помощи;

—психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции классного руководителя, направление для консуль­тации в специализированные учреждения;

—организация досуга и отдыха детей;

—возможное содействие в трудоустройстве;

—помощь в получении различных видов материальной помо­щи;

—информационная и организационно-посредническая по­мощь;

—социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспечен­ных семей.

3. Работа с многодетными семьями

Под многодетной семьей в европейской части России принято по­нимать семью,  имеющую трех и более детей. Врегионах с традиционно высокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен. К основным проблемам многодетных семей относятся:

—материальные;

—обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;

—проблемы со здоровьем (следствие вышеперечисленных про­блем);

—рост числа разводов;

—снижение уровня возможностей и условий для получения пол­ноценного образования у детей;

—проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормаль­ных взаимоотношений, самообслуживания, распределения по­ручений в семейном быту);

—индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от из­быточных контактов, трудности в проведении каникул, оздо­ровления и др.);

—моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т. п.

Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992 г.) были установлены льготы для этой категории семей:

—скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользо­вание отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнер­гией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих цент­рального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

—бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам вра­чей, для детей до 6 лет;

—бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

—прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

—бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

—бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нор­мативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения детских занятий, а также спор­тивной формой на весь период обучения детей в общеобразо­вательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюд­жетных средств;

—один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

—обеспечение на льготных основаниях садово-огородными учас­тками в размере не менее 0,15 га на семью;

—содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, бес­процентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

—льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы в условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная ра­бота и т. п.);

—необходимая помощь многодетным родителям, желающим ор­ганизовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые пред­приятия и другие коммерческие структуры.

К. видам работы с многодетными семьями относятся:

—выявление и учет многодетных семей;

—определение основных проблем и потребностей;

—предоставление информации о пособиях и социальных льго­тах;

—помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руково­дителями предприятий, общественными организациями;

—помощь в решении проблем женщины-матери (психологичес­кая поддержка);

—консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;

—социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межлич­ностных отношений;

—контроль использования выделенных детям материальной по­мощи (в случае необходимости);

—организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.

4. Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного 'умственного развития.

Характеристика детей с ограниченными возможностями. Сущест­вует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Все­мирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

— недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятству­ющая или ограничивающая выполнение им какой-либо норма­тивной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

 Введено понятие, принятое в западных странах, - «липа с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостат­ки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физиче­ские, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установ­ленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроничес­кое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом разви­тии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сфе­ры, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психи­ческие недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном поряд­ке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными обра­зовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть от­несены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным разви­тием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического разви­тия (311Р) ребенка и умственная отсталостьдетей, или олигофрения (от греч. oligos - малый и phren — ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой (дебильности) до глубокой (идиотии).

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи раз­ной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Для классного руководителя важно выяснить отноше­ния ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице - трагедия, для других - тяжелое осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями будет всю жизнь беспомощным.           '

Здесь необходима чуткость классного руководителя, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и эко­номическим бедам добавляется и больной ребенок — это сверхтяжелое испытание для родителей.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийс­твом, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, классный руководитель обращает свое вни­мание на родителей. Им зачастую нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре­бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать с другими родителями, у которых так­же больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возмож­ностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:

—обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

—изучение медико-психолого-педагогических условий, влияю­щих наличность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

—организация социально-педагогической деятельности в соци­уме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;

—представление и защита интересов детей с ограниченными воз­можностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;

—представление и защита интересов детей с ограниченными воз­можностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;

—накопление информации, связанной с нуждами клиентов;

—проведение социальных опросов, диагностических обследова­ний;

—подготовка официальных запросов в общественные организа­ции, государственные учреждения с просьбой о решении лич­ных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограни­ченными возможностями;

—информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

—внесение предложений в организации, учреждения, предпри­ятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за со­циальные инициативы и активность;

—ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семей­ного воспитания, используя средства массовой информации.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?

Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается ка­заться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к само­стоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и тор­можения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» се­мьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблаго­получной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.

И это тоже доказано: дети зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ран­них лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жесто­кость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, ко­торая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношении. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающее неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руково­дителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспи­тания.

1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

                             Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:

♦       расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;

♦       попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

♦       заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, бу­дущее;

♦       деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь пробудить в ней потребность В душевных кон­тактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненный проблем.

Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограничен­ность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя - терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.

Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воз­действия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей потребность в педа­гогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематиче­скую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне прак­тичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

       Задача классного руководителя - изменить ориентацию родителей только на ма­териальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе исполь­зовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом при­меры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с .жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, замалейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя - доказать родителям, что с ребенком необходи­мо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включе­ния отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в пе­дагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и. в частности, со своим ребенком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.