МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи - это традиционные объекты деятельности классного руководителя
1. Работа с малообеспеченными семьями
Виды возможной работы с малообеспеченными семьями:
—выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
—оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, зашита прав и т. п.;
—направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
—организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
—оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;
—трудоустройство несовершеннолетних;
—оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.
2. Работа с семьями безработных
Виды возможной работы с семьями безработных:
—выявление семей безработных, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;
—оказание посильной организационно-юридической помощи;
—психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции классного руководителя, направление для консультации в специализированные учреждения;
—организация досуга и отдыха детей;
—возможное содействие в трудоустройстве;
—помощь в получении различных видов материальной помощи;
—информационная и организационно-посредническая помощь;
—социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
3. Работа с многодетными семьями
Под многодетной семьей в европейской части России принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Врегионах с традиционно высокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен. К основным проблемам многодетных семей относятся:
—материальные;
—обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;
—проблемы со здоровьем (следствие вышеперечисленных проблем);
—рост числа разводов;
—снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
—проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределения поручений в семейном быту);
—индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и др.);
—моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т. п.
Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992 г.) были установлены льготы для этой категории семей:
—скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
—бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;
—бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
—прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
—бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
—бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения детских занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
—один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
—обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью;
—содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
—льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы в условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т. п.);
—необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры.
К. видам работы с многодетными семьями относятся:
—выявление и учет многодетных семей;
—определение основных проблем и потребностей;
—предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
—помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;
—помощь в решении проблем женщины-матери (психологическая поддержка);
—консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
—социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
—контроль использования выделенных детям материальной помощи (в случае необходимости);
—организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.
4. Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного 'умственного развития.
Характеристика детей с ограниченными возможностями. Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
— недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
—ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
—недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
Введено понятие, принятое в западных странах, - «липа с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.
К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (311Р) ребенка и умственная отсталостьдетей, или олигофрения (от греч. oligos - малый и phren — ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой (дебильности) до глубокой (идиотии).
К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Для классного руководителя важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице - трагедия, для других - тяжелое осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями будет всю жизнь беспомощным. '
Здесь необходима чуткость классного руководителя, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок — это сверхтяжелое испытание для родителей.
Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, классный руководитель обращает свое внимание на родителей. Им зачастую нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.
Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.
Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
—обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
—изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих наличность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
—организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;
—представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;
—представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;
—накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
—проведение социальных опросов, диагностических обследований;
—подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;
—информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
—внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
—ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношении. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающее неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
♦ расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
♦ попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
♦ заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
♦ деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь пробудить в ней потребность В душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненный проблем.
Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя - терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя - сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Задача классного руководителя - изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с .жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, замалейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя - доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и. в частности, со своим ребенком.